Даже качественное дорожное покрытие со временем начинает разрушаться и требует ремонта. Наиболее распространенным дефектом считаются трещины. Причиной их образования может быть естественное старение, высокая транспортная загруженность, атмосферные воздействия или нарушение технологии укладки асфальтового покрытия. Дорожные мастики позволяют быстро и качественно устранять такие дефекты.
Почему трещины требуют особого внимания
Трещины в дорожном покрытии опасны по нескольким причинам:
- Они быстро вырастают и становятся ямами, которые приводят к поломкам автомобилей и повышению количества аварий.
- Через трещины вода попадает в нижние слои дорожной одежды, снижая их прочность и несущую способность.
- Углубляясь, трещины делят монолитные дорожные одежды на отдельные блоки разной величины. В результате нагрузка от транспортных средств распределяется неравномерно, и элементы дорожной одежды начинают деформироваться.
Проще и дешевле устранить появившиеся трещины в покрытии, чем позднее выполнять дорогостоящий ремонт дороги.
Виды трещин
Трещины могут быть нескольких видов:
- усталостные появляются, когда снижается несущая способность покрытия;
- температурные являются результатом воздействия на дорожное покрытие перепадов температур;
- отраженные появляются в местах стыков или трещин нижних слоев дорожных одежд;
- технологические образуются при нарушении технологии проведения работ.
Особенности дорожных мастик
Дорожные мастики – это смесь органических вяжущих, минеральных наполнителей и специальных добавок для получения требуемых свойств материала. Основой для них служат нефтяные битумы, которые получают при переработке нефти, или синтетические каучуки. Наполнителями могут служить разные вещества: тальк, трепел, кварц, доломит или известняки в виде мелкодисперсных порошков, коротковолнистая минеральная вата или асбестовая пыль. Задача наполнителей – увеличить прочность, твердость и теплостойкость мастик, а также уменьшить их чувствительность к низким температурам.
Общие свойства дорожных мастик
Дорожные мастики должны обладать высокой адгезией к асфальтобетонному основанию, длительным сроком службы и устойчивостью к механическим нагрузкам. Можно выделить еще несколько важных характеристик для таких материалов:
- Они должны иметь короткое время застывания, чтобы отрезок времени от начала ремонта до начала полноценной эксплуатации дорожного покрытия был минимальным.
- Мастики должны хорошо выдерживать многократные деформации, которые возникают при вертикальных перемещениях кромок трещин во время движения по ним автотранспорта.
- Такие материалы должны сохранять свои свойства при длительном воздействии ультрафиолетового излучения.
- Чтобы отремонтированное покрытие не разрушалось, мастики не должны размягчаться и прилипать к шинам автомобилей в летнее время. Одновременно они должны оставаться гибкими и не растрескиваться при низких температурах.
Виды дорожных мастик
Существует множество разновидностей мастик, отличающихся составом и свойствами:
- резинобитумные;
- битумно-полимерные;
- битумно-латексные;
- битумно-известковые;
- дегтевые;
- полиизобутиленовые;
- битумно-бутилкаучуковые и прочие.
Для дорожных работ можно использовать несколько видов таких материалов. Всех их можно разделить на две большие группы: горячие и холодные.
Холодные мастики для дорожных работ
Холодные мастики, как правило, содержат растворитель. Они удобны тем, что сразу готовы к использованию и разогревать их не надо (при температуре воздуха ниже +5 °С их нужно подогреть примерно до +60 °С). Такие составы изготавливают на основе синтетических каучуков.
Ярким представителем качественных холодных мастик для дорожных работ считается МБГЭ (мастика битумная гидроизоляционная эмульсионная). В ее состав входят битум, вода, поверхностно-активные эмульгаторы, соляная или ортофосфорная кислота и соль хлорида кальция в качестве стабилизатора.
В готовой смеси битум находится в дисперсном (раздробленном) состоянии внутри мелких капель воды. Такая особенность обеспечивает мастике высокую текучесть и позволяет обойтись без ее разогрева. При высыхании капель воды формируется плотное и прочное покрытие, которое можно эксплуатировать под нагрузкой в интервале температур от -35 °С до +60 °С.
Горячие мастики для дорожных работ
Горячие мастики требуют разогрева перед использованием до 130-200 °С. Их изготавливают на основе натурального битума. Это резинобитумные, битумно-полимерные и прочие составы. Можно назвать несколько качественных и надежных мастик этого вида:
- Резино-битумная мастика РБВ подходит для заполнения трещин в дорожном покрытии и герметизации швов в аэродромных покрытиях. Перед применением ее нужно разогреть до 170-200 °С и использовать в течение двух часов. Повторный разогрев не допускается. Через 72 часа дорожное покрытие можно полноценно эксплуатировать. Различают три разновидности такой мастики: РБВ-25, РБВ-35 и РБВ-50. Цифры после буквенной аббревиатуры – это значение отрицательной температуры, при которой мастика сохраняет гибкость и может эксплуатироваться после застывания.
- Битумно-полимерная мастика МБЗ – еще один надежный состав для ремонта трещин в дорожном покрытии. Перед применением ее нужно разогреть до 160-175 °С и нанести при температуре воздуха не ниже -10 °С. После застывания мастику допускается эксплуатировать при температуре до -50 °С.
- Битумно-полимерная мастика МТТ тоже отличный вариант для ремонта дефектов дорожного покрытия и герметизации швов в аэродромных покрытиях. Перед использованием ее нужно разогреть до 160-180 °С. После застывания мастику можно эксплуатировать при температуре до +60 °С. Различают четыре разновидности состава: МТТ-70, МТТ-80, МТТ-90 и МТТ-100. Цифры после буквенной аббревиатуры – это значение температуры размягчения по кольцу и шару. С этим показателем связано значение отрицательной температуры, при которой мастика сохраняет гибкость и может эксплуатироваться после застывания. Для МТТ-70 это -40 °С, для МТТ-80 – -35 °С, для МТТ-90 – -30 °С, для МТТ-100 – -25 °С.
Использование дорожных мастик – удобный и быстрый способ ремонта незначительных повреждений дорожного покрытия. Окончательный выбор состава зависит от климатических условий региона, где расположена дорога, и нагрузки на нее.