Битум активно используют в дорожном строительстве. Его применяют как в свободном состоянии, так и в составе смесей: мастик, грунтовок и эмульсий. В этой статье мы расскажем об особенностях эмульсий марок ЭБК-1, ЭБК-2 и ЭБК-3.
Что такое битумная эмульсия и из чего она состоит
Эмульсия – это смесь двух взаимно нерастворимых жидкостей. Одна из них находится во взвешенном состоянии (диспергирована) в виде мельчайших капель в другой (в дисперсионной среде). В случае с битумной эмульсией частицы жидкого битума размером 1-20 мкм находятся в водной среде. В процентном соотношении в готовой смеси примерно 50-80 % битума и 20-50 % воды.
Помимо этого в эмульсию добавляют ряд других веществ:
для стабилизации капель битума и улучшения сцепления с асфальтобетоном в смесь вводят до 3 % эмульгаторов (поверхностно-активных веществ);
для регулирования густоты в эмульсию добавляют разжижители;
для повышения адгезии смеси в нее вводят до 3 % растворителей;
для улучшения стабильности в эмульсию добавляют до 3 % соляной, уксусной или ортофосфорной кислоты.
В результате получают смесь с требуемыми показателями износостойкости, пластичности, морозостойкости и эксплуатационных характеристик.
Особенности изготовления битумной эмульсии
Для изготовления битумной эмульсии в качестве исходного сырья используют дорожные битумы марок БН или БНД. Выбор конкретной марки зависит от климатических особенностей региона, где будет использоваться эмульсия:
для регионов с минимальной температурой не ниже +5 °С в качестве сырья подходят битумы марок БНД 40/60, БН или БНД 60/90, БН или БНД 90/130;
для регионов с минимальной температурой не ниже -10 °С – битумы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БН или БНД 90/130, БН или БНД 130/200, БН 200/300;
для регионов с минимальной температурой не ниже -20 °С – битумы марок БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300;
для регионов с минимальной температурой ниже -20 °С – битумы марок БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300.
Для изготовления эмульсий используют автоматические или полуавтоматические линии. Измельчение битума выполняют в коллоидных мельницах. Измельчают материал в нагретом до +100…150 °С состоянии. Воду для эмульсии тоже нагревают до +30…70 °С. Готовую смесь хранят до двух месяцев в вертикальных емкостях с подогревом.
Как работает битумная эмульсия
После нанесения на поверхность равновесие нарушается, водно-битумная смесь распадается на две жидкости, вода испаряется и на обработанной поверхности образуется битумная пленка. Скорость распада эмульсии зависит от нескольких параметров, включая размер битумных частиц, применяемых эмульгаторов, климатических условий и прочего.
Марки битумной эмульсии
В зависимости от скорости распада битумные эмульсии делятся на три вида:
Медленнораспадающиеся марки ЭБК-3.
Отличительные характеристики битумной эмульсии марок ЭБК-1, ЭБК-2 и ЭБК-3
Битумные эмульсии марок ЭБК-1, ЭБК-2 и ЭБК-3 обладают одинаковой устойчивостью при хранении, но различаются по остальным показателям:
Эмульсии всех трех марок чаще всего сходны по густоте, но наибольшая вязкость допускается у ЭБК-1.
По содержанию битума и эмульгатора смеси тоже сходны, но больше всего их может быть в ЭБК-1 – до 70 %. В ЭБК-2 и ЭБК-3 этот показатель не превышает 60 %.
Эмульсии различаются устойчивостью при перемешивании с пористыми (например, керамзитовый гравий) и плотными (например, щебень) зерновыми минеральными материалами:
ЭБК-1 абсолютно не подходит для приготовления таких смесей;
ЭБК-3 одинаково хорошо смешивается как с пористыми, так и с плотными заполнителями;
ЭБК-2 хорошо смешивается с минеральными материалами, имеющими пористые зерна, и не смешивается с плотными заполнителями.
По растяжимости ЭБК-1 несколько уступает ЭБК-2 и ЭБК-3.
По температуре размягчения ситуация обратная: ЭБК-1 незначительно превосходит ЭБК-2 и ЭБК-3.
Применение битумных эмульсий марок ЭБК-1, ЭБК-2 и ЭБК-3
Рассматриваемые марки битумной эмульсии различаются скоростью распада и основными характеристиками, поэтому имеют разные сферы применения:
ЭБК-1 используют для решения двух задач:
Поверхностная обработка дорожных покрытий с целью улучшения их герметичности, повышения качества сцепления с автомобильными шинами и создания дополнительного слоя для повышения срока службы дорог.
Подгрунтовка асфальтобетона для улучшения его сцепления со следующим слоем при выполнении ремонтных работ или прокладке дорог.
ЭБК-2 можно использовать для тех же целей, что ЭБК-1. Помимо этого данную марку эмульсии применяют для решения следующих задач:
Пропитка слоев дорожных одежд. В этом случае сначала укладывают и уплотняют слои щебня, а затем их проливают битумной эмульсией. В результате формируются полноценные конструктивные слои дорожных одежд.
Приготовление щебеночных смесей. Для этой цели щебень смешивают с битумной эмульсией и после ее застывания получают готовый искусственный материал. Его применяют для устройства дорожных оснований и нижних слоев дорожного покрытия.
Выполнение ямочного ремонта. В этом случае ямы заполняются щебнем с размером зерна 5-10 мм, обработанным битумной эмульсией.
ЭБК-3 используют для решения двух задач:
Устройство слоев износа дорожного покрытия. Для этого готовят смесь из минерального заполнителя, битумной эмульсии, воды и специальных добавок. Эту смесь укладывают на дорожное полотно. После уплотнения ее толщина составляет 5-15 мм. Слой нужен для защиты дорожного покрытия от атмосферных воздействий и продления его срока службы.
Получение смесей с минеральными заполнителями. Они готовятся так же, как щебеночные смеси с эмульсией ЭБК-2, но для ЭБК-3 подходят любые заполнители. В том числе грунт.
Заключение
Для изготовления битумных эмульсий ЭБК-1, ЭБК-2 и ЭБК-3 используют одинаковые составляющие, но в разных пропорциях. Поэтому характеристики и сфера применения смесей различаются. Чтобы сделать правильный выбор, обращайтесь за консультацией к нашим специалистам.