Целостность дорожных покрытий – это важный показатель комфортного и безопасного передвижения. Однако часто основания автодорог, мостов и иных путепроводов подвергаются значительным механическим нагрузкам, перепадам температур, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в связи с чем нарушается их целостность, образуются трещины, ямы и выбоины. Несвоевременный ремонт поврежденных участков дорог может привести к максимально неблагоприятным последствиям, на устранение которых необходимо будет затратить много времени и средств. Рациональным решением во избежание масштабных ремонтных работ является предупреждение и последовательный монтаж дорог на начальном этапе их разрушения. Для качественного выполнения такого вида работ отлично подходит мастика битумная дорожная. Этот материал способен оперативно реконструировать и обустраивать негодные к эксплуатации дорожные полотна.
Что такое дорожные мастики на основе битума?
Для выполнения качественных гидроизоляционных и герметизационных работ используют материалы на основе битума или битумных смесей. Сам по себе битум – это органическое вещество природного или искусственного происхождения, которое востребовано в проведении строительных и монтажных работ, т.к. не растворяется в воде и благодаря своему составу имеет высококлассные эксплуатационные характеристики. Битум бывает строительный, кровельный, модифицированный и дорожный. Последний представляет собой жидкое или чуть вязкое вещество горячего использования (обязательно должен подвергаться разогреву, однако существуют битумные мастики для дорожных покрытий холодного назначения), которое входит в состав материалов, используемых для ремонта дорожных покрытий, таких как дорожные герметики и дорожные мастики.
Дорожная мастика на основе битума – это прочное связующее вещество, в состав которого входят термопласты, различного рода наполнители, антиоксиданты и адгезионные добавки. Такой состав не только повышает гидроизоляционные свойства дорожных мастик, но и обеспечивает их высокую адгезию с основанием, а также способствует качественной защите поверхностей от проникновения влаги и разрушений. />
Мастика для дорожных работ: все о достоинствах, назначении материала
Мастика битумная дорожная имеет ряд качеств, которые раскрываются с положительной стороны во время монтажа и эксплуатации продукта. При правильном проведении работ мастика обеспечивает создание прочного и надежного покрытия, которое в состоянии прослужить долгие годы независимо от получаемых нагрузок. Так, к эксплуатационным достоинствам данного материала следует отнести:
- высокую прочность;
- эластичность;
- стойкость к воздействию влаги и пара;
- универсальность, поскольку материал можно применять в любой климатической зоне;
- высокие параметры текучести;
- защиты от образования грибков, плесени и иных микроорганизмов;
- стойкость к механическим нагрузкам и повреждениям;
- высокий показатель проникающей способности;
- высокие герметизирующие свойства;
- удобство нанесения;
- быстрота высыхания;
- высокие связывающие свойства, поскольку битум является главным связующим звеном в составе мастики;
- высокая атмосферостойкость;
- повышенная стойкость к расплавлению от воздействия солнечного излучения;
- предотвращение преждевременного старения асфальтовых дорог;
- предотвращение процессов окисления;
- длительный срок эксплуатации без потери первоначальных свойств;
- высокие адгезионные свойства;
- качественный состав;
- доступную цену.
Все вышеуказанные достоинства мастики битумной дорожной проявляются исключительно в спектре ее применения, в который входят работы по:
- гидроизоляции и герметизации дорожных покрытий;
- строительству и обустройству новых автодорог;
- межслойной гидроизоляции дорожных оснований;
- обработке цементобетонных оснований;
- заделыванию стыков сборных дорожных покрытий;
- формированию гидроизоляции при установке железобетонных и аэродромных плит;
- герметизации швов и трещин при проведении ремонта и строительства дорог, мостов и других сооружений.
МБД-Г, МБД-Х и полимерные дорожные мастики
Мастики битумные дорожные бывают двух групп применения – холодными и горячими. Самыми востребованными являются мастики МБД-Г и МБД-Х, а также полимерные битумные мастики для дорожных работ.
Так, МБД-Г– это мастика горячего назначения, которая используется для проведения герметизационных и гидроизоляционных работ на отельных слоях дорожного покрытия, так и для обработки расколов, трещин и швов на его поверхностях. Ее особенность заключается в том, что перед началом работы ее необходимо нагреть до температуры в +150 ºC, а после чего материал используется для гидроизоляции внутри очищенных трещин и швов.
Основные технические показатели МБД-Г:
Расход, при слое в 1 мм | 0,8-1,2 кг/м2 |
Время высыхания, при 15 ºC на открытой поверхности | 48 часов |
Прочность сцепления с основанием | 0,2 МПа |
Прочность сцепления между слоями | 0,25 МПа |
Гибкость на брусе радиусом 5,0 ± 0,2 мм при температуре -20 ºC | трещин нет |
Водопоглощение за 24 часа | 0,2% |
Температурный диапазон | от - 20 ºC до + 75 ºC |
Температура нагрева | до + 150 ºC |
Глубина проникновения иглы при + 25 ºC | от 30 до 40 мм |
Теплостойкость | +70 ºC |
Помимо горячего назначения, существует мастика битумная дорожная для холодного применения. Ее главное отличие в том, что продукт не требует предварительного разогрева, а уже готов к эксплуатации. МБД-Х – это готовый однокомпонентный продукт с однородной консистенцией, предназначенный для обработки поверхностей в процессе укладки, ремонта и восстановления дорожных покрытий.
Основные технические показатели МБД-Х:
Расход, при слое в 1 мм | 0,8-1,2 кг/м2 |
Время высыхания, при +15 ºC на открытой поверхности | 48 часов |
Прочность сцепления с основанием | 0,2 МПа |
Прочность сцепления между слоями | 0,25 МПа |
Гибкость на брусе радиусом 5,0 ± 0,2 мм при температуре -20 ºC | трещин нет |
Водопоглощение за 24 часа | 0,2% |
Температурный диапазон | от - 20 ºC до + 75 ºC |
Глубина проникновения иглы при + 25 ºC | от 30 до 40 мм |
Теплостойкость | +60 ºC |
Дорожная битумная мастика имеет много модификаций. Одной из таких в современном строительном обиходе является применение мастичных полимерных материалов, таких как битумно-полимерная мастика МТТ. Она представляет собой однокомпонентный материал, который состоит из нефтяного битума с модификацией искусственным каучуком и различных технологических добавок. Ее можно эксплуатировать в широком температурном диапазоне. Полимерная мастика для дорожных работ очень эластична, быстро затвердевает и не имеет усадки. Данный продукт применяется в горячем виде и используется для выполнения герметизационных работ на покрытиях из асфальта и бетона. Полимерная мастика для дорожных работ своей главной целью ставит снижение уровня вибрации, которая способствует уменьшению трещин на асфальтовых и бетонных полотнах. От стандартных МБД полимерная дорожная мастика отличается своими техническими и температурными показателями, которые представлены в таблице.
Глубина проникания иглы при + 25 ºC | 90-150 |
Эластичность при + 25 ºC | минимум 60% |
Температура нагрева | от + 160 ºC до +190 ºC |
Теплостойкость | + 75 ºC |
Исходя из значений в таблице видно, что полимерная дорожная мастика имеет более высокие технологические и температурные показатели нежели обычная мастика битумная дорожная. Стоит отметить, что в случае перегрева полимерная мастика начинает максимально быстро терять свои свойства. Именно по этой причине для качественного нагрева необходимо пользоваться автоматическими котлами заливщиками, которые предназначены для равномерного нагрева мастики до рабочей температуры.
Технология эксплуатации
Чтобы добиться качественного результата при работе с дорожными мастиками на основе битума необходимо соблюдать правильность условий эксплуатации. В зависимости от вида применения (горячие или холодное) мастики различаются своими подготовительными этапами. Так, для мастики битумной дорожной горячего применения необходим подогрев материала до указанной в технологической карте температуры, примерно до + 150 ºC, для полимерных дорожных мастик до + 190 ºC, но не более. После чего расплавленный и нагретый материал можно наносить на очищенные и тщательно отшлифованные участки дорожных полотен. Края, выбоины и сколы также обязательно обрабатываются. Наносить материал следует при помощи строительного шприца или методом налива. Очень важно, чтобы дорожная мастика для швов покрывала еще и края обрабатываемого участка поверхности. Заполнение трещин мастикой производится исходя из глубины камеры повреждения равной ее ширине. В случае разлива мастики на поверхность покрытия или образования наплывов после нанесения, они должны быть удалены разогретыми скребками или другими приспособлениями. Что касается дорожных мастик холодного назначения, то они не подлежат нагреву, а нуждаются лишь в тщательном перемешивании. После этих манипуляций продукт наносится на поврежденное покрытие. Технология нанесения и подготовка поверхностей между холодным и горячим способом остается неизменной.
Поскольку чаще всего при работе с дорожными покрытиями используется битумная мастика горячего применения, следует соблюдать ряд определённых мер безопасности. Нельзя нагревать материал вблизи источников открытого огня, поскольку продукт является воспламеняемым. При возгорании мастики необходимо использовать углекислотные, пенные или порошковые огнетушители. Не в коем случае нельзя тушить материал водой. Перед началом работы с продуктом рекомендуется надеть средства индивидуальной защиты, такие как спецодежду, перчатки и очки, для того чтобы защитить кожные покровы и слизистые от попадания состава продукта.
Хранение мастичных битумных материалов происходит в герметично закрытой таре при температуре от - 30 ºC до + 30 ºC. Помещение должно быть сухим, изолированным от попадания солнечного света и влаги.
Заключение
Трещины и швы на дорожных полотнах – это частое явление при тех нагрузках, которые получает покрытие. Чтобы быстро устранить подобного рода деформации используют битумные дорожные мастики. Благодаря своему составу они надежно герметизируют и приводят пораженные участки дорог к необходимому эксплуатационному состоянию.